Сведения о ГБОУ РО "Азовская школа-интернат"
- Категория: СВЕДЕНИЯ О ШКОЛЕ
- Просмотров: 8573
НЕМНОГО ИСТОРИИ…
Учреждение создано в 1961 году как восьмилетняя общеобразовательная школа-интернат №10 г. Азова. Изначально функция школы-интерната, ОУ с круглосуточным пребыванием обучающихся - оказание помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.
В 1991 году в общеобразовательной школе-интернате №10 открылся первый класс для детей с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ (неслышащих). В связи с этим возникла необходимость в наличии специалистов для работы с детьми, имеющими ОВЗ. Педагоги школы получали специальное дополнительное образование в Московском Государственном Открытом Педагогическим Университете по специальности учитель-дефектолог, сурдопедагог, практический психолог в коррекционных учреждениях. В то время, это был уникальный эксперимент, когда дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стали обучаться и воспитываться вместе с обычными ребятами, тем самым сделав первый шаг на пути к инклюзивному образованию. В условиях общеобразовательной школы-интерната в форме дифференцированного образования были открыты коррекционные классы, позволяющие решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Положительным фактором в данном случае явилось наличие у детей-инвалидов возможности находиться в слышащей среде, участвовать во многих школьных мероприятиях наравне с нормативно здоровыми сверстниками. Первый выпуск детей с ограниченными возможностями здоровья был осуществлен в 2003 году. В настоящее время в школе числится 10 классов для детей с ОВЗ и 5 общеобразовательных классов, которые обучаются и воспитываются в едином образовательном пространстве.
В школьном коллективе сложились свои традиции и обычаи, а главное – нет никакого различия между детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья и обычными мальчиками и девочками. Школа-интернат создаёт все необходимые условия для обучения и воспитания детей, всестороннего их развития. Содержание общего образования и воспитания детей с ОВЗ в школе-интернате определяется адаптированными программами, реализуемыми школой-интернатом на основе государственных образовательных стандартов.
За 25-летний период работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогический коллектив наработал немалый опыт, но на достигнутом мы не останавливаемся, педагоги продолжают совершенствовать свой профессионализм, повышая свою квалификационную категорию в институтах г.Ростова-на-Дону и Московском педагогическом университете, кроме того наши учителя и воспитатели участвуют в различных семинарах, конкурсах городского, областного и Всероссийского уровней. Из 50 педагогов школы-интерната на сегодняшний день 40 имеют высшее образование, 24 педагога имеют высшую квалификационную категорию. Педагоги ежегодно участвуют в конференциях, круглых столах, семинарах, конкурсах всех уровней. Школа-интернат – это единый коллектив, в котором создана атмосфера взаимопонимания и сотрудничества.
В последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе со сверстниками из общеобразовательных классов. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных общеобразовательных учреждениях, не являющихся коррекционными.
В каждом образовательном учреждении необходима система мер по приведению образовательного пространства и системы образовательных отношений в полное соответствие с данными нормами законодательства.
Несмотря на то, что Закон не предусматривает глобальных перемен в жизни школ, в его законодательных документах присутствует достаточно много принципиально новых положений и новых понятий, даны новые классификации видов образования, образовательных уровней, образовательных организаций и образовательных программ. Это требует разработки в каждой школе стратегической программы по системному обновлению образовательного пространства, переходу образовательного учреждения в качественно новое состояние, отвечающее требованиям Закона.
ШКОЛА СЕГОДНЯ …
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области Азовская школа-интернат - ШКОЛА ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Функция школы-интерната, образовательного учреждения с круглосуточным пребыванием детей не изменилась – это предоставление качественного основного общего образования, оказание помощи семье в воспитании детей, формирование у воспитанников навыков самостоятельной жизни; социальная защита и всестороннее раскрытие творческих способностей детей, охрана безопасности жизни и здоровья. Кроме того, в школе-интернате дети с ОВЗ и дети льготной категории из малоимущих семей находятся на полном государственном обеспечении:
- школа предоставляет помещения для проживания детей из Ростовской области (спальные комнаты оснащены современной мебелью, рассчитаны на 2-3-х человек);
- в школе организовано сбалансированное шестиразовое питание ( комфортная школьная столовая оснащена необходимым оборудованием и современной мебелью).
- дети обеспечиваются канцелярскими принадлежностями, одеждой, обувью и гигиеническими принадлежностями;
- с воспитанниками школы круглосуточно работает педагогический и обслуживающий персонал (после уроков с детьми работают педагоги дополнительного образования, воспитатели проводят самоподготовки, организуют интересный досуг, в ночное время с детьми находятся помощники воспитателя);
- в школе работает социально-психологическая, дефектологическая службы для успешного слухоречевого развития детей с нарушением слуха, их успешной адаптации и коммуникации в слышащей среде (в штате школы имеются логопеды, сурдопедагоги, учителя-дефектологи, социальный педагог, педагог-психолог);
- наполняемость классов для неслышащих детей составляет 5-8 человек, что позволяет педагогу уделить должное внимание каждому ребенку.
- классы и кабинеты индивидуальной работы оснащены современным специальным оборудованием для работы с детьми, имеющими нарушение слуха;
- ежегодно воспитанники проходят диспансеризацию, своевременно выявляются проблемы здоровья детей;
- на базе школы оказываются дополнительные образовательные услуги, осуществляется многолетнее сотрудничество с учреждениями дополнительного образования города (дети систематически участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях детского творчества, спортивных соревнованиях на разных уровнях, в соответствии с планом работы в школе ежегодно проводятся традиционные праздники, конкурсы, смотры и др. мероприятия);
- школа является организатором региональных и всероссийских фестивалей детского творчества;
- дети участвуют в областном молодежном форуме «Молодая волна», в проекте «Беги за мной», в городских и областных мероприятиях региональной направленности
Это ОУ, где одновременно обучаются и проживают 140 воспитанников из разных городов и районов Ростовской области.
Школа-интернат создаёт все необходимые условия для обучения и воспитания детей с нарушением слуха, их всестороннего развития на основе формирования словесной речи, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. Интегрированный социум ОУ позволяет обычным детям, не имеющим отклонений в развитии в процессе общения с неслышащими детьми становиться толерантными, милосердными, чуткими.
В России около 1 миллиона детей с нарушениями слуха. Самый эффективный метод компенсации слуховой функции у глухих пациентов - операция по кохлеарной имплантации (КИ). Следует отметить, что сама операция является лишь частью проводимого лечения, а реабилитация имеет в данном случае не менее важное значение, чем хирургическое лечение. Однако, объемов финансирования хватает, по-сути, лишь на закупку кохлеарных имплантов, саму операцию и начальные реабилитационные мероприятия. Вместе с тем, после вживления импланта ребенок еще долгое время нуждается в реабилитации. В связи с этим, приобретает актуальность проблема дальнейшей реабилитации ребенка в ОУ. Послеоперационная слухоречевая реабилитация является важнейшей составной частью всех мероприятий по кохлеарной имплантации, без нее невозможно достижение оптимального результата в развитии естественного слухоречевого поведения.
На сегодняшний день целостная эффективная система реабилитации таких детей еще не создана.
Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 607 от 01.09.2016г, в целях создания системы психолого-педагогической работы с обучающимися, перенесшими операцию по кохлеарной имплантации, организации методической поддержки образовательным организациям Ростовской области, на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ростовской области Азовской школы-интерната создан Ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения обучающихся, перенесших операцию кохлеарной имплантации, и методической поддержки образовательных организаций Ростовской области.
Организация работы Ресурсного центра получит развитие в следующих направлениях:
Региональная направленность работы:
- Создание информационного банка данных Ростовской области детей, перенесших КИ.
- Информационно-методическое обеспечение процесса реабилитации детей Ростовской области, перенесших КИ.
- Организация обучающих мероприятий для родителей и специалистов Ростовской области.
- Организация консультационной и методической поддержки образовательных учреждений, педагогов, родителей, участвующих в реабилитации детей, перенесших КИ.
- Проведение мероприятий, направленных на распространение прогрессивного регионального опыта.
- Развитие системы социального партнерства.
Работа школы с детьми, перенесших КИ:
- Создание условий для восстановительной работы Ресурсного центра с детьми, перенесшими КИ, через организацию образовательной деятельности и коррекционные занятия с учетом особенностей данной категории детей.
- Создание доступной, эффективной образовательно-развивающей и здоровьесберегающей среды для детей, перенесших КИ.
- Обеспечение условий для разностороннего развития детей, перенесших КИ, в соответствии со способностями и интересами.
- Выявление и реализация потенциальных возможностей через адаптированные образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты, позволяющие каждому ребенку получить желаемое, доступное, качественное образование.
Функции Ресурсного центра:
Образовательные услуги для школьников, перенесших КИ по адаптированным программам, по индивидуальным образовательным планам, введение новых предметов, спецкурсов, факультативов;
Подготовка детей, перенесших КИ к обучению в основной массовой школе;
Предоставление коррекционно-развивающих услуг:
- работа дефектологической службы: сурдопедагогов, логопедов;
- работа социально-психологической службы: социального педагога, педагогов-психологов, сурдопсихологов;
- тьюторская служба;
Дополнительное образование по художественно-эстетическому и здоровьесберегающему направлениям;
Услуги дополнительного образования (кружки и факультативы) по художественно-эстетическому направлению;
Здоровьесбережение, пропаганда здорового образа жизни, секции спортивного направления, реализация общешкольной программы “Школа Здоровья”;
Услуги по обеспечению культурного досуга;
Обеспечение безопасности воспитанников Ресурсного центра.
Психолого-педагогическое сопровождение детей, перенесших КИ, консультативную помощь педагогам, работающим с детьми, перенесших КИ, и родителям;
программа ресурсного центра предусматривает реализацию следующих мероприятий:
Для детей, перенесших КИ:
- Дефектологическое сопровождение.
- Логопедическое сопровождение.
- Психолого-педагогическое сопровождение.
- Социальное сопровождение.
- Индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения.
- Групповые занятия по развитию речи и слухового восприятия.
- Индивидуальные занятия по артикуляционному массажу.
- Индивидуальные занятия с логопедом.
- Индивидуальные занятия с сурдопедагогом (дефектологом).
- Индивидуальные и групповые занятия с психологом.
Для родителей:
- Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам обучения, воспитания и коррекции развития детей, перенесших КИ (семинары-практикумы).
Для педагогов:
- Индивидуальное консультирование руководителей образовательных учреждений Ростовской области.
- Индивидуальное консультирование педагогов образовательных учреждений Ростовской области.
- Индивидуальное консультирование специалистов образовательных учреждений Ростовской области по вопросам реабилитации, воспитания, развития и обучения детей, перенесших КИ (обучающие семинары).
- Специалистами Центра разрабатываются методические пособия.
Ресурсным центром, в соответствии с Планом работы, в сентябре 2016г. собраны данные, проведен мониторинг по работе образовательных учреждений Ростовской области с детьми, перенесшими КИ.
По результатам мониторинга на 1 сентября 2016г. в Ростовской области в общеобразовательных организациях обучается 110 детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, из которых:
- дошкольного возраста – 16 чел;
- школьного возраста, обучающихся в общеобразовательных организациях (обычной массовой школе) – 9 чел;
- школьного возраста, обучающихся в общеобразовательных организациях, работающих по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ОВЗ – 84 чел;
обучающихся в колледже – 1 чел.
В связи с тем, что обучающиеся с кохлеарной имплантацией нуждаются в длительной слухоречевой реабилитации, для них организовано комплексное сопровождение, включающее специальную деятельность педагога-психолога, сурдопедагога, учителя-дефектолога, аудиолога, а также создание коммуникативного пространства для успешного слухоречевого развития и полноценного общения детей, перенесших КИ со здоровыми сверстниками.
В целях развития личности и социальной адаптации дети, перенесшие КИ, также обучаются по программам дополнительного образования различной направленности. Дети, перенесшие КИ, участвуют и становятся лауреатами и победителями творческих конкурсов, фестивалей, выставок, конференций, смотров, олимпиад Регионального, Всероссийского и Международного уровней.